Азбука права

   Ежедневно с экранов телевизоров и с компьютерных мониторов на нас обрушиваются готовые схемы и алгоритмы преступлений. Процесс передачи криминальных навыков уже не ограничивается соседней подворотней. Для всех очевидно, что преступность с каждым годом «молодеет». Почему в семьях, где созданы идеальные условия для того, чтобы ребёнку было максимально комфортно, подростки совершают преступления? Почему, при равных условиях воспитания, один ребёнок в семье ворует, а второй становится тихим ботаником, коллекционирующим гербарии? Как объяснить такой парадокс? Уголовная ответственность, как правило, наступает с 14 лет. Лишь по более интеллектуальным составам преступлений, например, за совершение мошенничества, уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Оказываясь впервые на настоящем допросе у следователя, в присутствии одного из родителей, с участием социального педагога и адвоката-защитника, очень часто подросток не может внятно объяснить, почему он нарушил закон. Да и что он может ответить, когда не имеет никакого жизненного опыта, а фабула обвинения содержит выражения и названия уголовных статей, о которых ему ничего не известно? Глядя на его родителей, невольно задаёшься вопросом, чего их ребёнку не хватает для полного счастья, ведь от рождения они имеют хорошую наследственность, прекрасную материальную обеспеченность. В попытках найти ответ, что привело подростка к нарушению закона, взрослые винят их самих, ссылаются на отсутствие должного контроля со стороны родителей, объясняют трудность воспитания переходным возрастом, конечно же, ругают школу и учителей и нередко ссылаются на нелёгкое экономическое положение в стране.Причин совершения преступлений подростками много, но наиболее типичны нижеприведенные.Отсутствие положительных примеров для подражания, идеалов, к которым подростки могли бы стремиться. В связи с отсутствием своих принципов поведения, подростки перенимают их у более сильной и очень часто негативной личности. Ослабление родственных, семейных и иных связей, что существенно снижает возможности социального контроля.  Деформация духовной жизни подрастающего поколения с помощью некоторых СМИ, бытовых контактов и т. д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностями общества (культ силы, наркотиков, жестокости как «нормы» жизни современного подростка, феномен безнравственности (проституция, вымогательство, сводничество). Для подростков из малообеспеченных и неблагополучных семей кражи могут быть источником доходов, а в некоторых случаях ребята, неуспешные в школе, спорте, творческой деятельности, видят способ самоутверждения в криминальной среде в виду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом.  Потребности и интересы подростка смещены в сторону материализма. Смысл жизни утрачен или не найден. Это толкает подростков на противоправные поступки. Недостаток у подростков социального опыта, возрастные особенности (повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, отсутствие жизненных ориентации и установок). Завышенная самооценка, безответственность, недостаточный самоконтроль и самоанализ, стремление самоутвердиться любым способом,  злобность, агрессивность, нестабильность, употребление спиртных напитков, психоактивных веществ, бродяжничество, отсутствие интереса к учебе и труду.  Неготовность родителей защищать детей от дурного влияния и обеспечивать необходимый уровень интеллектуального и нравственного развития. Значение семьи в жизни ребенка трудно переоценить, здесь закладываются основы характера, исходные жизненные установки, духовные и моральные ценности, усваиваются правила поведения и приличия. Определяющую роль играет нравственная позиция родителей. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий правонарушитель воспитывался в такой семье, в которой он постоянно сталкивался с систематическими пьянками родителей, их скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослыми преступлений. Около 2/3 подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер, чаще всего обусловленный потребительской психологией родителей. Если детям ни в чем не отказывают, покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, то они вырастают потребителями, жаждущими все новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув жить за чужой счет, они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой. Отсутствие привычки к самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний потребительского характера. Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей и оскорбляющие их человеческое достоинство.
Результаты не заставляют себя долго ждать: впоследствии у детей может возникнуть неприязнь к родителям, в результате чего они выдут из-под их влияния и контроля и начнут совершать поступки «назло» родителям, в том числе и правонарушения. С данными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей, чаще всего это проявляется в безнадзорности, т. е. в отсутствии контроля над использованием детьми свободного времени и над характером их дружеских связей. Конечно, дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться о ее развитии и проявлении в жизни. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролируя подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту. Он же, не ощущая над собой контроля, испытывает иллюзию полной свободы. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье. На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют его вовлечению в наркоманию, проституцию, занятия азартными играми, в которых родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей: невнимание к интересам, грубость и деспотизм, наличие в семье антиобщественных взглядов, пренебрежительного отношения к труду и другим важным гражданским обязанностям, противоправное поведение, а также семьи, в которых совместно проживают близкие люди, ранее осужденные за те или иные преступления. Однако в большинстве своем несовершеннолетние правонарушители не являются злодеями, они — жертвы семейного и общественного воспитания, и наша общая задача — помочь им найти достойный путь в жизни.

Мы никогда не поймем причин правонарушений среди подростков, если не уясним себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступал через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои проступки отвечает сам человек.

 

Старший инспектор ПДН

Отделения МВД России

по Большечерниговскому району

 майор полиции                                                                Гизатулина Ю.А.